Блог А. Невзорова Блоги

Александр Незворов: Александр Глебович Невзоров…

На сайте Телеканала «100TV» опубликована новая запись в блоге Александра Невзорова.

Александр Глебович Невзоров является бомбой, которую готовила редакция «Эха Москвы», эту бомбу незаметно оснащала, снабжала взрывчаткой, системой защиты, проводков, уровней защиты. И она эту бомбу вбрасывает каждую неделю. И эта бомба взрывается и уничтожает много ценностей. Она уничтожает всё, что связано с русским государством, русской историей, русской литературой, Церковью, русским самосознанием.

И Александр Глебович Невзоров – это блестящий человек. И он делает это блистательно. Он являет собой эту машину, убивающую коды, о которых мы с Вами говорили.

В своё время мы были с ним связаны, были в одной упряжке, в эти страшные 90-е годы он сражался вместе со мной. Он абсолютно неравнодушный, не чужой мне человек. И это его перекраивание меня поразило и очень уязвило.

Александр Проханов, 14.03.2017.

А. Невзоров. Я хочу вспомнить, что в эти дни прошли скорбные и, я бы сказал, примечательные юбилейчики, в частности, был юбилейчик октября 93-го года. Меня, честно говоря, конечно, эти события уже не волнуют, не трогают, я их не воспринимаю как часть себя. Они для меня теперь не более чем препарат, который я изучаю. И мне, конечно, дьявольски повезло, потому что это живая картина того, как происходит искажение так называемой истории. Потому что я, в отличие от очень многих людей, благодарен обстоятельствам, которые были, я видел всё, и видел всё от первой до последней минуты.

В. Дымарский. А где вы были, кстати?

А. Невзоров. Я был всюду. Я был, как Вы помните, и арестован тоже…

О. Журавлёва. И оружие куда-то везли.

А. Невзоров. И оружие куда-то вёз. И рижский ОМОН на подмогу Белому дому вёл, и в Белом доме и так далее. У меня была возможность изучать это на всех уровнях от кабинетов Руцкого и Хасбулатова до баррикад и баркашовцев. И я сейчас очень легко могу отметить и определить те степени искажений той действительности, той реальности, которая произошла. Я вот наблюдаю за этой картиной изменений и на данный момент могу сказать, что не осталось практически ни одной в этой картине родной, подлинной детальки. Они все уже заменились на что-то, изготовленное СМИ, на что-то изготовленное страстями, на разные виды красивой и некрасивой лжи. Вот это время, страсти, медийная среда, они произвели практически полную замену всех фактов, факторщиков…

В. Дымарский. А замена произведена обеими сторонами?

А. Невзоров. Да, конечно! То есть мы имеем сейчас только всё более и более мутнеющие контуры тех событий действительных. И с учётом того, что это произошло, в общем, не так давно, и прошло не так много времени, я наблюдаю за тем, как эта агрессивная медийная среда работает с любым историческим событием, работает с полотном, не оставляя от него ничего абсолютно родного. Я скажу, что это действительно головокружительное зрелище! Мы прекрасно понимаем, что это сейчас всё перерождается в миф. А говорить о том, что какие-то более отдалённые события сохраняют хотя бы что-то, хотя бы какую-то подлинность и фактологию, вообще невозможно, поэтому я очень ценю события 93-го года.

Существует открытый мною закон Микки Мауса, который говорит, что за любым Микки Маусом скрывается маленькая, мерзкая, реальная мышь и про то, что практически ни один исторический персонаж, ни одно событие не является тем, чем его предлагает воспринимать история. Этот культурологический миф всегда всесилен и он всё определяет. И обычное, стандартное, банальное, неинтеллектуальное мышление никогда не в состоянии преодолеть гравитацию этого мифа, оно никогда не может от него оторваться, оно всегда будет у него в рабстве, всегда будет думать так, как предписано. Надо быть абсолютно свободным человеком.

О. Журавлёва. А есть официальная позиция, как предписано думать о 93-ем годе? Про 90-ые надо говорить, что это было ужасно, все голодали и стреляли на улицах! Это мы поняли. А про 93-ий конкретно: кто победил, сколько трупов?

А. Невзоров. А нас не волнует… Мы говорим только о том, что есть крупное событие, искажение которого я могу фиксировать и фиксирую практически полную замену всех его деталей. Причём мы понимаем, что последствия у любых культов и мифов, они всегда будут трагичные, они всегда будут воздействовать не так, как надо. Вот сейчас Звягинцев взялся снимать фильм о блокаде. Притом, что мне совершенно ничего не интересно про блокаду, и я полагаю, что, конечно, пусть снимает, но пусть потом не обижается тому разогреву абсолютно чудовищных настроений, которые за этим последуют. Потому, что известно, вот есть рана – шов, язва – она постепенно непременно должна зарастать. Чем занимаются культура и искусство в этом случае? Они снова расчёсывают, они снова вызывают потоки гноя, они снова вызывают воспаление. По идее даже есть такое заболевание как дерматилломания, но это нечто потяжелее, это называется самоповреждающее поведение. Оно характерно этим постоянным расчёсыванием собственных ран и препятствованием их зарастанию. Это примета серьёзной патологии.

О. Журавлёва. Подождите. Но Вы только что говорили про 93-й год – уже всё замазали, затянули, заклеили пластырем. А здесь говорите – не расчёсывайте. Так что же должно быть: справедливая настоящая история или вообще забыть об этом?

А. Невзоров. Понимаешь, когда есть что-то, прикосновение к чему-то – вызывает реальную сильную боль. А мы знаем, что прикосновение к блокадной теме до сих пор у большого количества людей вызывает реальную сильную боль. Вот когда есть рана, когда есть воспалённая язва, её самым разумным, казалось бы, всё-таки зарастить, а не расчёсывать и не вскрывать.

О. Журавлёва. Забыть.

А. Невзоров. Забыть, в том числе.

В. Дымарский. И 93-ий год тоже.

А. Невзоров. И 93-ий год тоже. Я ведь неоднократно в нашем милом диалоге подчёркивал, что это мои наблюдения. И только мои наблюдения как абсолютно просвещённого и всё видевшего участника, в данном случае, имеют смысл и только как иллюстрация того, насколько на самом деле эфемерна и лжива история. То есть ликвидировать никому не нужную, никому ничего не дающую на данный момент боль – это было бы предельно логично. Но вот и мифология и культы не позволяют, не выносят логики и не согласны заживлять эти раны. Они нужны и мифологии и культу в этом гноеточивом, кровоточивом, воспалённом состоянии, потому что только в таком состоянии работает культ.

И понятно, для режиссера это такая чудесная фактура: все эти бесконечные блокадные покойники, лица измождённые, граммы хлеба. А для страны это очередное ещё раз расковыривание ран, бултыхание в гное, и за каким, собственно говоря, чёртом? Чтобы мы имели очередной бы прецедент…

Сейчас подают, по-моему, в суд на этот дурацкий, глупый, нелепый «Burger King» только за то, что рекламные агенты «Burger King» прошлись по улице с плакатиком, на котором написано было: «В этом городе никто не умрёт с голоду». И немедленно блокадные комитеты, которые ещё остались, подали в суд и написали заявы в прокуратуру за дикое кощунство! Вот сколько можно питаться этой древней, старой, уже давно ушедшей в архив злобой? Чем помогает жить эта память сегодня? Абсолютно ничем.

О. Журавлёва. Иваны, не помнящие родства. Всё, Вас стоит распнуть за это. Никто не согласится.

А. Невзоров. Пусть делают всё, что хотят. С моей точки зрения, более логично – это заживить рану, позволить ей зарубцеваться.

О. Журавлёва. Ну, давайте забудем, что у нас были какие-то неприятности. Вот Вы, например, когда-то человека обижали, били его. Он взывает к справедливости и вспоминает это, а Вы говорите: «Да ладно, забудь!».

А. Невзоров. Оля, когда мы говорим о событиях масштабных, к тому же, отдалённых от нас многими десятилетиями, понятно, что в этом случае мы исправить ничего не можем. В случае, когда реализовывается тот пример, о котором говорите Вы, да, там, вероятно, что-то ещё можно исправить. Но здесь ни исправить, ни изменить, ни чему бы то ни было научиться уже невозможно.

В. Дымарский. Это личное, а это коллективное.

А. Невзоров. Я бы рекомендовал всё это коллективное каким-то образом зарубцевать, забыть, пережить и никогда больше об этом не вспоминать, а то, действительно, маразм будет цвести постоянно. И тот же самый Звягинцев опять-таки, сам вырастив очередные цветы безумия, будет снимать следующий фильм о том, как эти цветы безумия отравляют воздух и порождают очередных чудовищ.

«Невзоровские среды», 10.10.2018.

Вы можете прочитать эту запись во ВКонтакте автора.

 Об авторе:
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Советский и российский журналист, репортёр, телеведущий, публицист
Все записи блога автора »»

Смотрите также

Александр Незворов: Красивые национальные идеи…

Алексей Лушников: Первая жертва короновируса из…

Александр Незворов: Определение той ленточки,…

Старики-разбойники // «100TV» 21.03.2021

Алексей Лушников: Есть преподаватель шахмат…

Простуда на похоронах // «100TV» 26.10.2020

Обсуждения